Старонка дэфектолага

Фарміраванне правільнага маўленчага дыхання

06.03.2024

Формирование правильного речевого дыхания у дошкольников

О пользе и необходимости артикуляционной гимнастики для развития четкого звукопроизношения, сказано много. И это, несомненно, правильно!
Но не нужно забывать, что не менее важен правильно сформированный речевой выдох.
Физиологическое дыхание, кроме осуществления функции газообмена в организме, участвует в образовании звука и голоса. Именно этот вид дыхания мы и называем речевым.
Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вдох и рационально распределять воздух при выдохе с одновременным произнесением различных звукосочетаний. Только правильное речевое дыхание позволяет человеку затрачивать меньше мышечной энергии, но вместе с этим добиваться максимального звука и плавности.
Речевое дыхание, в отличие от неречевого, выполняющегося автоматически, происходить произвольно (человек сам себя контролирует). При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения, меняя при этом громкость и речевую мелодику.
Другими словами, речевое дыхание — дыхание в процессе речи. Оно отличается от обычного дыхания:
- более быстрым вдохом и замедленным выдохом;
- значительным увеличением дыхательного объема;
- преимущественно ротовым типом дыхания;
- максимальным расхождением голосовых складок на вдохе и сближением их почти до соприкосновения на выдохе.
Как показывает опыт логопедической работы, маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выходе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания.

Поэтому правильное речевое дыхание можно и нужно развивать! Лучший способ для этого в дошкольном возрасте – игра.
Во время проведения всех игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания:
   Выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – набираем полную грудь воздуха.
   Выдох происходит очень плавно.
   Во время выдоха губы вытягиваем трубочкой. Не следует сжимать губы или сильно надувать щеки.
  Во время выдоха воздух выходит только через рот. Если ребенок выдыхает через нос, попросите его зажать ноздри рукой, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух через рот.
  Выдыхать нужно полностью пока не закончится весь воздух.
Важно помнить, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка. Иногда даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры нужно контролировать по времени. Они не должны длиться слишком долго. Длительность занятий по формированию речевого дыхания у детей зависит от возраста. Так, например, у детей 2-3 лет занятие длится 2-3 минуты (в норме количество слов на одном выдохе составляет — 2-3). Дети 3-4 лет могут заниматься по 3-4 минуты за один раз (количество слов от 3 до 5). В возрастном промежутке 4-6 длительность занятия – 4-6 минут (количество слов 4-6). Дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) занимаются по 5-7 минут (норма слов 5-7).
Но самое главное на что нужно ориентироваться во время занятия – это хорошее самочувствие ребенка и наличие у него положительных эмоций.

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ
Техника выполнения упражнений:
воздух набирать через нос;
плечи не поднимать;
выдох должен быть длительным и плавным;
необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

ФУТБОЛ
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.

ВЕТРЯНАЯ МЕЛЬНИЦА
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

СНЕГОПАД
Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

ЛИСТОПАД
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

БАБОЧКА
Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

КОРАБЛИК
Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.

ОДУВАНЧИК
Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).

ШТОРМ В СТАКАНЕ
Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

свернуть

Развіваемся гуляючы на кухні

13.02.2024

Игры на кухне

Каждой маме приходится какое-то время проводить на кухне. Но не все мамочки могут похвастаться тем, что их ребенок способен сам играть с машинками или конструктором часами. Стоит маме отлучиться, как он бежит следом. Или тянет маму в комнату, чтобы там играть вместе. Знакомая история? Чем же можно увлечь малыша? Для этого существует множество интересных игр на кухне, которые сделают процесс приготовления пищи – увлекательным, полезным и веселым занятием для вас двоих.

Играем с кастрюлями. Дайте ребенку кастрюли, разные по цвету, размеру. Можно построить из них башню. Изучаем понятия – большой, средний, маленький. Спрячьте в одну из них какой-либо предмет (например, ложку или игрушку). Дайте малышу крышки от них, пусть попробует подобрать подходящую к каждой кастрюле. Насыпьте любую крупу в кастрюлю, например, горох. Пусть малыш перебирает крупу пальчиками, прячет ручки или игрушки в крупе.

Слушаем звуки. Прислушайтесь к звукам на кухне: вода капает в кране, крупа пересыпается, ложка звенит в пустом стакане. Постучите по разным предметам на кухне, прислушайтесь – одни звучат громко, другие – тихо, третьи – глухо и т.д. Поиграйте в игру «Угадай что стучит» с малышом.

Макароны – хороший материал для изучения формы, длины. Возьмите шнурок и нанизывайте их. Так получатся отличные бусы для куклы. Их также можно раскрасить.

Из макаронных изделий разных форм, размеров и цветов можно выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

Играем с крупами. Все детки любят перебирать пальчиками крупы. Дайте ребенку несколько разных емкостей, пусть пересыпает крупу. Мы для игры использовали с ребенком тарелки разных цветов. Насыпали фасоль в них, считали – в какой больше всего, в какой меньше всего. Посадили разных животных возле каждой тарелки, причем подбирали их по цветам: из зеленой тарелки кушает лягушка, т.к. она тоже зеленая и любит этот цвет и т.д. Можно насыпать крупу на поднос и рисовать по ней пальчиками. Для ребят постарше смешайте несколько круп – поиграйте в «золушку» – отберите одну крупу от другой. Можно ребенку предложить опустить руки в крупу, найти цифру или другой знакомый предмет и, не доставая её из песка, определить, что ему попалось в руки.

Игры с водой. Поставьте перед ребенком две тарелочки, одна из которых наполнена водой, а другая пуста. Покажите ребенку, как при помощи кухонной губки переливать воду из одной емкости в другую. Обращайте внимание на льющуюся струйку и капли. Также можно пускать кораблики – губки по воде или крышечки. Можно на кораблики сажать моряков – например, фасоль. Бросаем предметы в воду, смотрим, что тонет, а что нет. Моем посуду. Еще можно взять коктейльные трубочки и дуть ими в воду, будут идти пузырьки, которые развеселят вашего ребенка.

Играем с пинцетом. Берем пинцетом крышки от бутылок, поролоновые шарики и складываем в тарелку. Заодно и считаем.

Угадываем на вкус овощи и фрукты.

Сортируем ложки и вилки отдельно.

Играем с крышечками. Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

Ежик. Возьмите яблоко, дайте ребенку зубочистки, пусть их втыкает в яблоко. Получится ежик. Полезно и для мелкой моторики и для развития фантазии малыша. Однако будьте внимательны: маленьким деткам лучше не давать острые зубочистки или делать под присмотром взрослых.

свернуть

Маўленчыя гульні дома

17.01.2024

Речевые игры дома

1. «Один и много» (образование множественного числа существительных): яблоко - яблоки, груша - ..., слива - ..., персик - ...,банан
2. «Скажи наоборот» (подбор антонимов): большой – маленький, короткий - …., сладкий - …., мягкий - ….
3. «Назови ласково» (словообразование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов): петух - петушок, утка - уточка, гусь - гусёнок ... . курица – курочка…
4. «Подбери признак» (подбор прилагательного): куртка (какая?) -красная, теплая ... ,Сапоги (какие?) - коричневые ..., Шарф (какой?) - ....,Пальто (какое?) - ....
5. «Из чего какой?» (образование прилагательных от существительных): Колесо от резины - …, кабина из железа - …, Руль из пластмассы - …, сиденье из кожи - …, Кузов из дерева - …, фургон из брезента - …, Рельсы из железа - …, окно из стекла - ….
6. «У кого - кто?» (упражнение в словообразовании): У курицы - цыплята, у утки - .... , у гусыни - гусята, у индюшки - ... .
7. «Чей, чья, чье, чьи?» (образование и употребление притяжательных прилагательных) Это чья шапка? - Моя. Это чьи перчатки? - Мои. Это чей шарф? - Мой. Это чье пальто? - Мое.
8. «Пересчитай» (согласование числительных с существительными).
Первый заяц, второй заяц ... пятый заяц. Один заяц, два зайца ... пять зайцев.
8. «Кто как голос подает?» (подобрать глагол к существительному):
корова – (му – у» (корова мычит), кошка – «мяу» (кошка мяукает), собака - … ., свинья - … , лошадь - … ,овца - … .
10. «Кто что делает?» (подбор действий к существительным): повар - варит, портниха - ...., врач - ..., парикмахер -... и т.д.

свернуть

Неабходнасць аўтаматызацыі гукаў ва ўмовах сям'і

13.12.2023

"НЕОБХОДИМОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗВУКОВ В УСЛОВИЯХ СЕМЬИ"

Уважаемые родители!

Если Вы обеспокоены состоянием речи своего ребёнка,  Ваш ребёнок ходит или ходил на занятия к дефектологу, а звукопроизношение до сих пор не исправлено. Причём в кабинете дефектолога или при просьбе повторить правильно звуки получаются чёткими, а в произвольной речи эти же звуки ребёнок произносит искажённо. Значит, процесс коррекции звукопроизношения находится на этапе так называемой «автоматизации».
Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты занятий автоматизацией поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день. Данная консультация поможет заботливым и думающим родителям ввести в речь своих детей поставленные дефектологом звуки.
Автоматизировать звук – это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к
трудному, от простого к сложному. Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
  автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением
согласных);
  автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  автоматизация звука в предложениях;
  автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  автоматизация звука в разговорной речи.
  Наряду с развитием звуковой (звукопроизношением и звукоразличением) стороны речи, на этапе автоматизации звуков
происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Главная задача этапа автоматизации звуков – постепенно, последовательно ввести поставленный звук в слоги, слова, предложения (стихи, рассказы) и в самостоятельную речь ребенка. 

Таким образом: исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий.

свернуть

Рэкамендацыі па правядзенню артыкуляцыйнай гімнастыкі

16.11.2023

Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Чтобы развивать мышцы речевого аппарата нужно учить детей: - жевать сырые овощи и фрукты (морковь, яблоки ); -жевать мясо, а не сосиски; -жевать боковыми зубами; -чистить зубы и десны; - грызть сухарики, сушки; -лизать языком с блюдца варенье, сметану; -как можно раньше начинать выполнять артикуляционную гимнастику.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики. Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Выполнять 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более трех упражнений за раз. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Дети с удовольствием показывают, как язычок тянется к носу, как он «приклеивается» к верхним зубкам, к нёбу, цокают язычком, фыркают. Воспроизводя забавные имитации, ребёнок укрепляет мышцы языка. Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом.

1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Взрослый, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому. Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Если у ребенка не получается какое-то движение, можно помочь ему - шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем. Для того чтобы ребенок нашел правильное положение языка, например, облизал верхнюю губу, можно намазать ее вареньем или чем-то еще, что любит Ваш ребенок. Подходить к выполнению упражнений творчески. В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно. Это может привести к отказу выполнить движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

Система упражнений по развитию артикуляционной моторики включает:

1. Упражнения для губ и щек. «Улыбка», «Трубочка», «Худышка», «Толстячок», поочередное надувание щек. 

2. Статические упражнения для языка (удержание артикуляционной позы в одном положение). - «Блинчик». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. - «Чашечка». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов. - «Иголочка». Рот открыт. Узкий напряженный язык выдвинут вперед. - «Горка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх. - «Грибок». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

3. Динамические упражнения для языка.

Отрабатывая динамические упражнения, взрослый добивается от ребенка точного, плавного, полного по объему выполнения движений. Упражнения выполняются с широко раскрытым ртом и неподвижной нижней челюстью. Сопутствующие движения нижней челюсти и губ не допускаются. Каждое упражнение выполняется четко, медленно под счет взрослого 7 - 10 раз.

Для выработки хорошей переключаемости движений сначала проводят чередование упражнения «Блинчик» с другими статическими упражнениями («Блинчик» - «Иголочка»; «Блинчик» — «Чашечка» и т.д.).

Затем выполняют следующие ниже упражнения. - «Накажем непослушный язычок». Высунуть широкий язык изо рта, положить на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить сочетания пя-пя-пя...Остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении. - «Почистим зубки». Кончиком языка «почистить» верхние или нижние зубки изнутри, делая сначала движении языком из стороны в сторону; затем - вверх-вниз. - «Качели». Высунуть узкий язык изо рта. Попеременно тянуться им к носу, к подбородку. К верхним зубам, к нижним зубам. - «Лошадка». Присасывать язык к небу, растягивая подъязычную связку. Щелкать языком, медленно и сильно. - «Гармошка». Выполняется, как предыдущее упражнение, но язык не отрывается от нёба, поднимается и опускается только нижняя челюсть («играть на гармошке»). - «Вкусное варенье». Широкий язык поднять вверх. Облизывать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз. - «Индюк». Широким передним краем языка производить ритмичные движения сверху вниз по верхней губе, произнося с голосом звукосочетания бл-бл-бл... Постепенно убыстрять темп. - «Маляр». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.

Ребенку необходимо выполнять только те упражнения, которые способствуют выработки правильного артикуляционного уклада для звука, над которым в данный момент работает дефектолог. 

 

 

свернуть

Разбіраемся ў лагапедычным дыягназе

05.10.2023

 «Разбираемся в логопедическом диагнозе»

Обследование устной речи детей дефектолог, как правило, проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После анализа данных обследования речи дефектолог определяет, есть ли у ребенка нарушение речи и какое именно. Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура. И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову. - Что с моим ребенком? - Почему они не пишут по-человечески? - Куда с этим кошмаром бежать? Без паники! На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак… Попробуем расшифровать все, что написал учитель-дефектолог.

Самые частые нарушения дошкольников — это дислалия, алалия, дизартрия и заикание (если рассматривать исходя из медицинской классификации). Но популярна и педагогическая классификация: ФФНР, ОНР.

Дислалия Самое простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных звуков. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляются в речи. Если после долгих занятий желаемого результата добиться не получается или результат «уплывает», есть смысл говорить о стёртой дизартрии.

Дизартрия Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У ребят наблюдается неясная, смазанная речь, как будто «каша во рту». Дети-дизартрики отказываются от грудного вскармливания и позже их нелегко приучить к твёрдой пище. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов. Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют неврологическую симптоматику. Прогноз. При одновременном медикаментозном лечении и занятиях с логопедом удаётся добиться положительной динамики. Часто логопеды работу с данной категорией детей сравнивают с «рисунком на песке» — уж слишком быстро дизартриками утрачиваются умения и навыки, полученные на занятиях. Поэтому родителям таких деток следует всегда уделять внимание речи: нужно обязательно овладеть азами логопедического массажа и другими «секретами» логопеда, чтобы поддерживать речь на уровне.

Алалия Полное или частичное недоразвитие речи у детей при сохранном физическом слухе, обусловленное поражением речевых отделов головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития малыша. Различают моторную алалию, когда ребёнку сложно воспроизводить речевые движения, и сенсорную, при которой нарушено понимание речи. Диагноз «алалия» чаще всего ставят трёхлеткам, которые до 3 лет «молчали» и «мычали». Такие детки нуждаются в регулярных занятиях с логопедом по развитию всех компонентов речи: понимание речи, развитие грамматики, обогащение словаря, произношение. Прогноз. Может быть разный, исходя из особенностей ребёнка, но положительная динамика всегда прослеживается.

Заикание Нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причиной заикания бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить её на уровне речевой моторики. Прогноз. Важно, чтобы родители следили за эмоциональным окружением и не торопили малыша закончить свою мысль, а помогали её сформировать. Так заикание может плавно и незаметно исчезнуть.

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе дети не могут различить или путают близкие звуки. Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит, малыш отвечает, что звуки одинаковые. За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным. Основные проявления, характеризующие ФФН: — Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка». — Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими: «сапка» вместо «шапка», «лакета» вместо «ракета». — Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова». Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными). Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

ОНР – общее недоразвитие речи Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связной речи – умения рассказывать и пересказывать. Для детей с ОНР характерно: — Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам; — Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена; — Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли; — Речь детей с ОНР малопонятна.

Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда. После диагностики логопед отбирает тех ребят, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение определенного промежутка времени (в зависимости от речевого нарушения).    Родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать. Ведь какое бы логопедическое нарушение не было у ребёнка, во многом эффективность его коррекции зависит от желания родителей улучшить речь чада. Регулярность занятий с логопедом обязательно нужно подкреплять домашними тренировками. Взрослые должны искренне верить в успех ребёнка. Вовремя исправленная речевая патология не выльется в социальную проблему общения и ошибки на письме в школе.    Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!

свернуть

Узаемадзеянне настаўніка-дэфектолага з сям'ёй

14.09.2023

 Взаимосвязь учителя-дефектолога и семьи

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в дополнительной работе над звукопроизношением, общим речевым развитием.
Своевременное формирование правильного произношения имеет важное значение для общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения, для успешного овладения грамотой, а при поступлении в школу - для усвоения школьной программы.
Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями.
Не надейтесь и не полагайтесь только на дефектолога и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.
Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.
Регулярно посещайте консультации дефектолога, так как, не зная сущности работы, Вы не сможете выполнять домашние задания.
В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию дефектолога.
Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.
Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.
Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения, но при условии выполнения логопедических правил и систематических занятий.
 Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье:
 родители должны посещать консультации дефектолога, на которых он рассказывает о предупреждении и исправлении недостатков развития речи у детей;
 просматривать стенды для родителей, где даются рекомендации последовательной работы с ребенком над звукопроизношением и развитием речи;
 посещать родительские собрания, на которых педагоги и родители совместно решают текущие вопросы группы;
 в повседневном общении упражнять детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонации, учить говорить достаточно громко, не спеша;
 использовать в работе с ребенком материалы из специальной литературы, рекомендуемой дефектологом.

свернуть

Графік работы настаўніка-дэфектолага

01.09.2023

                                                                                                                     ЗАЦВЯРДЖАЮ

                                                                                                                     Загадчык

                                                                                                                     Дзяржаўнай установы адукацыі

                                                                                                                     “Дзіцячы сад в. Мінойты”

                                                                                                                     _______К.У.Рудзевіч

                                                                                                                     31 жніўня 2023 г.

 

ГРАФІК РАБОТЫ

настаўніка-дэфектолага Лукашэвіч Т.А.

на 2023/2024 навучальны год

 

Дні тыдня

Панядзелак

Аўторак

Серада

Чацвер

Пятніца

Час работы

8.00-12.00

 

8.00-12.00

 

8.00-12.00

 

8.00-12.00

 

8.00-12.00

 

Колькасць гадзін

4,0

4,0

4,0

4,0

4,0

Час кансультацый для педагогаў

(2-ая ,4-ая серада месяца)

-

-

14.00-15.00

-

 

Час кансультацый для бацькоў

(1-ая і 3-ая серада месяца)

-

-

16.30-17.30

-

 

 

свернуть

Навошта патрэбна пальчыкавая гімнастыка

«Зачем  нужна пальчиковая гимнастика?»

В чем же заключается влияние пальцев на развитие познания и речи?

Все движения организма имеют единые механизмы, поэтому развитие тонкой моторики рук благотворно сказывается на развитии познания и речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Любому ребенку не помешают массаж рук в доречевом периоде, а пальчиковые игры в сопровождении стихов не только разовьют мелкую моторику и речь, но и умение слушать. Ребенок научится понимать смысл услышанного и улавливать ритм речи. Пальчиковые и «ладонные» игры необходимы детям с самого раннего возраста. Они становятся и мощным стимулом для развития речи, и одним из вариантов радостного, теплого, телесного контакта с мамой, так необходимого малышу для его эмоционального развития.

Эти игры могут расти вместе с малышом. Начинается все с потешек, во время которых ребенок пассивен, мама сама играет с его рукой, сгибая и разгибая пальчики, щекоча ладошку. Затем роль ребенка понемногу становится активной: мама лишь произносит слова потешки, а пальцы ребенка двигаются уже самостоятельно. Еще позже ребенок становится «вершителем» игры, и слова, и движения — все ему подвластно. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Гимнастика для пальцев рук делится на пассивную и активную. Пассивная гимнастика рекомендуется как предварительный этап перед активной гимнастикой детям с низким уровнем развития мелкой моторики. Затем следует перейти к упражнениям активной пальцевой гимнастики. Все упражнения проводятся в игровой форме. Сложность их должна выбираться вами в зависимости от уровня развития тонкой моторики рук вашего ребенка.

Пассивная гимнастика для пальцев рук.

— Массаж кистей рук. Массаж не должен вызывать у ребенка неприятных ощущений. Можете сказать малышу, что «мы погреем ручки». Целесообразно использовать следующие приемы: поглаживание, легкое растирание, вибрацию. Массажные движения выполняются в направлении от кончиков пальцев до запястья. Продолжительность — 3-5 минут ежедневно или через день 10-12 раз. При необходимости курс можно повторить через месяц. — При поглаживании кисть производит движения в различных направлениях. Поглаживания проводят медленно и плавно. — При растирании применяется большая сила давления, рука как бы сдвигает кожу. Но растирание не должно приносить ребенку дискомфорт, в нашем случае оно должно быть легким. — При вибрации кончики полусогнутых пальцев наносят следующие один за другим удары (легко). Массаж лучше выполнять одной рукой, другая в это время фиксирует ручку ребенка. — Упражнения. Выполняются взрослым в медленном темпе, не допуская неприятных ощущений у ребенка. Фиксируя руку ребенка, взрослый сгибает, разгибает пальчики малыша, делает пальчиками круговые движения. — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вниз. Фиксируя одной рукой руку малыша, другой рукой взрослый приподнимает вверх поочередно каждый пальчик. — Рука ребенка лежит на столе ладошкой вверх. Придерживая ее, взрослый поочередно сгибает пальцы ребенка. — Рука ребенка согнута в локте, локоть опирается на стол. Фиксируя ручку малыша одной рукой, другой рукой взрослый производит поочередное круговое движение пальцев руки ребенка.

Надеемся, что такая «игра» с ребенком доставит радость и удовольствие и Вам, и малышу, оживит ваш интерес к овладению бесценным даром слова. Хотелось бы, чтобы родители прониклись терпением и уважением к своему малышу, который стоит на пороге овладения речью, грамотно помогли бы ему преодолеть этот трудный, но необходимый барьер. Успехов вам!

КОМПЛЕКС ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ

Научно доказанный парадокс: уровень развития речи зависит от степени развития мелкой моторики пальцев. Постарайтесь регулярно тренировать пальчики ребенка, и это поможет его речевому развитию. Перед тем как начать играть в пальчиковые игры, постарайтесь хорошенько к ним подготовиться. Для этого в течение первых пяти месяцев жизни ребенка делайте ему массаж кистей рук. Первое упражнение: поглаживайте ручку, слегка надавливая на нее по направлению от кончиков пальцев к запястью. Второе упражнение: по очереди берите каждый палец ребенка и сгибайте и разгибайте его. Эти упражнения нужно выполнять каждый день не меньше 2-3 минут. Когда малышу исполнится девять месяцев, начните более активную тренировку пальчиков. Упражнения должны быть разнообразными, важно, чтобы как можно больше пальцев принимало в них участие, а движения были энергичными. Пусть малыш катает деревянные или пластилиновые шарики, перекладывает бусины из одной руки в другую, разрывает бумагу… Полуторагодовалому ребенку задавайте более сложные задания. Пусть сам застегивает пуговицы, завязывает и развязывает шнурки и узелки. Кстати, наглядные пособия для этого вы можете приобрести в магазинах или изготовить самостоятельно, например, сшить черепаху, расположив на ее панцире различные застежки: «молнии», пряжки, кнопки, косички. Сначала разминка… 1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой. 2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди. 3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони. 4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы. 5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе. 6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно). 7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно. 8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно. 9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе. 10. Имитируйте игру на пианино. 11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев. 12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами. …потом массаж 13. Надавите четырьмя сильно сжаты ми пальцами одной руки на основание большого пальца, затем на середину ладони. 14. Разотрите ладони (вверх-вниз). 15. Разотрите боковые поверхности сцепленными пальцами. 16. Разотрите ладони карандашом, зажатым между ними. 17. Положите между ладонями грецкий орех и делайте круговые движения.

свернуть

Маўленчыя гульні па дарозе дадому

Речевые игры по дороге домой для детей 5 – 6 лет

Речевые навыки лучше развивать в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащению словаря, развитию внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

  1. «Отгадай предмет по названию его частей»

Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).

Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).

Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).

Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).

Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).

Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).

Рукава, воротник, манжеты (рубашка).

Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).

Пол, стены, потолок (комната).

Подоконник, рама, стекло (окно).

 

  1. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Например:

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).

Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

 

  1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;

стол, шкаф, ковер, кресло, диван;

пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;

слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;

волк, собака, рысь, лиса, заяц;

лошадь, корова, олень, баран, свинья;

роза, тюльпан, фасоль, василек, мак;

зима, апрель, весна, осень, лето;

мама, подруга, папа, сын, бабушка.

 

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;

храбрый, звонкий, смелый, отважный;

желтый, красный, сильный, зеленый;

слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

крепкий, далекий, прочный, надежный;

смелый, храбрый, отважный, злой, решительный;

глубокий, мелкий, высокий, светлый, низкий.

 

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;

бросился, слушал, ринулся, помчался;

приехал, прибыл, убежал, прискакал;

пришел, явился, смотрел;

выбежал, вошел, вылетел, выскочил.

 

  1. «Веселый счет»

 По дороге домой можно вместе ( по очереди) с ребенком посчитать любые предметы:

*Одна машина – две машины…. – пять машин….- десять машин

 *Один дом - два дома….- пять домов…..- десять домов

 *Одно яблоко – два яблока…. – пять яблок…. –десять яблок

 

  1. «Аукцион слов»

 Предложите ребенку называть слова-признаки к любому предмету, который вы увидели по дороге домой: 

Машина – какая? Ребенок говорит – железная, затем говорите вы – легковая, затем говорит ребенок -  быстрая…и т. д.

 

  1. «Кто – откуда?»

 Идя по дороге домой, вы можете задавать разные вопросы своему ребенку, используя в вопросах различные предлоги. Ребенок вам должен отвечать, правильно употребляя предлоги.

 Взрослый – Откуда вышел мужчина?

 Ребенок – Мужчина вышел из магазина.

 Взрослый – Откуда выехал автобус?

 Ребенок-  Автобус выехал из-за дома.

 Взрослый – Откуда вылезла кошка?

 Ребенок – Кошка вылезла из-под скамейки.

Взрослый  - Куда зашла бабушка?

Ребенок – Бабушка зашла в подъезд.

 Взрослый – Где сидит ворона?

 Ребенок – Ворона сидит на дереве, на ветке.

 Взрослый – Откуда слетел (вылетел) воробей?

 Ребенок – Воробей слетел с ветки, с дерева; вылетел из кормушки.

 В своих вопросах используйте разные предлоги: В, НА, ЗА,  ПОД, ИЗ, НАД, С (СО), ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

свернуть